Есть альтернатива дорогостоящей замене рулевой рейки.
Подробно о ремонте рулевой рейки своими руками с фото и видео.
Эта статья для тех кто не хочет переплачивать за замену рулевой рейки на новую и готов попробовать свои силы в ремонте рулевой рейки своими руками. Не слушайте тех кто говорит что рулевую рейку не возможно отремонтировать, еще как возможно, мы уже больше 10 лет успешно этим занимаемся и с удовольствием поделимся с вами опытом.
Для ремонта рулевой рейки своими руками, автомобиля любой марки, вам понадобится:
Собственно сам автомобиль с неисправной рулевой рейкой, гидравлической, механической или электрической
Автомобильный подъемник или яма.
Инструмент, причем как обычный так и специальный (причем специальный инструмент + можно так же изготовить своими руками)

Рем-комплект рулевой рейки (подбирается конкретно под марку - модель и год выпуска вашего автомобиля)

Масло ГУР + (используйте рекомендованные для вашей системы масла)

Не лишним будет сразу поменять расширительный бачок, т.к. он же является и фильтром для всей системы ГУР.

Пыльники рулевой рейки так же являются расходником, поэтому позаботьтесь приобрести хорошие, если не оригинал, то хотя бы хороший заменитель.

На данный момент в интернете можно найти практически все необходимые КОМПЛЕКТУЮЩИЕ + для ремонта рулевой рейки. Будем считать что все необходимое для ремонта у вас есть, а самое главное есть неумолимое желание доказать себе и не только, что ты можешь!!!
Приступим к работе.
Не питайте иллюзий, что рулевую рейку можно отремонтировать не снимая ее с автомобиля. Получится не очень, тем более с первого раза. Хотя есть не большой перечень неисправностей рулевых реек, которые можно победить без монтажа. Но об этом позже.
Монтаж рулевой рейки.
Приготовьтесь немного испачкаться. На разных кузовах, монтаж имеет свои нюансы, где то рейка сама выпрыгивает к вам в руки, а где то приходиться разобрать пол машины, но это не должно вас останавливать, заодно поближе познакомитесь со своим автомобилем.
Итак монтаж, все по порядку:
Откручиваем рулевой кардан от вала рулевой рейки, это соединение может находиться в салоне или в моторном отсеке.

Чтоб не порвать рулевой шлейф, после снятия кардана, на всякий случай, зафиксируйте руль ремнем или выньте ключ из замка зажигания.

Поднимаем машину на подъемнике или вывешиваем передние колеса (если на яме)
Откручиваем колеса (задние не обязательно)
Откручиваем рулевые наконечники от поворотного кулака

При необходимости вывешиваем двигатель, отсоединив колено глушителя и заднюю подушку двигателя.

Откручиваем и опускаем подрамник на необходимое для монтажа рулевой рейки расстояние

Откручиваем все магистрали идущие к рейке, шланг высокого давления, шланг обратной подачи, вынимаем фишку из датчика сервотроник

Сливаем масло ГУР
Откручиваем и отсоединяем рулевую рейку от подрамника, аккуратно, чтоб не повредить магистрали тормозных трубок и электро-проводки автомобиля.

Монтаж рулевой рейки выполнен, теперь у вас открыт доступ на следующий уровень
Переходим к диагностике рулевой рейки.
Это важно, поэтому читайте обязательно. Правильно конечно провести диагностику перед монтажом рейки, но если вы не профессионал в этом деле, то многие моменты для вас будут скрыты, поэтому пока так...
Закрепите рулевую рейку в тисках, так чтобы вам было удобно работать с ней. Обычно распределительная головка слева.

Аккуратно, чтоб не помять шлиц, закрепите струбцину на первичном валу

Подставьте емкость под выходной штуцер и слейте оставшееся в рейке масло, поворачивая вал до упора в левую и правую сторону, несколько раз. Обратите внимание на цвет жидкости (если цвет черный с переливами как серебрянка, дело плохо, придется гильзовать распределительную головку)
Отстегните хомуты крепления пыльников рулевой рейки.

Стяните пыльники с рулевой тяги, чтоб открыть доступ к шарниру

Придерживая разводным ключом за шлицы, открутите рулевые тяги от вала рулевой рейки (Внимание! иногда бывают закернены)
Осмотрите вал рулевой рейки на предмет наличия коррозии

Проверьте рейку на выработку по шлицам. Для этого:
Подтяните регулировочную гайку

Поворачивайте вал до упора вправо и влево
Вам повезло если не почувствуете провал передачи усилия в центральном положении
Если почувствовали провал, то вам сюда Иначе ремонт будет не полноценным На этом первичная диагностика закончена, у вас открыт доступ на следующий уровень. Далее мы рассмотрим как правильно разобрать рулевую рейку.
Приступаем к разборке
Отверните нижнюю гайку рулевой рейки

Открутите гайку фиксатор первичного вала

Извлеките пыльник и снимите верхний стопор распределительной головки рулевой рейки

Ослабьте прижимную гайку
Извлеките первичный вал из распределительной головки

Извлеките стопор втулки из корпуса рулевой рейки

Извлеките направляющую втулку из корпуса (аккуратно, не поцарапайте вал рулевой рейки)

Вынимайте вал рулевой рейки из корпуса аккуратно, чтоб не поцарапать внутреннее зеркало рабочей поверхности

Аккуратно, Специальным или не очень инструментом извлеките внутренний сальник из корпуса рейки

Разбор рейки закончен
Дефектовка рабочих поверхностей рулевой рейки
Промойте внутреннюю часть рейки нефрасом под давлением
Осмотрите рабочую поверхность распределительной головки на предмет выработки

Осмотрите рабочую поверхность поршня вала на предмет выработки

Осмотрите тефлоновые кольца поршня и распределительной головки

Осмотрите валы в местах работы сальников на предмет коррозии, выработки и царапин

Дефектовка рабочих поверхностей закончена. Переходим на следующую стадию
Ремонт рулевой рейки своими руками.
В этой части мануала по ремонту рулевой рейки мы постараемся рассмотреть способы возврата рейки к ее изначальным техническим характеристикам.
Есть среди агрегатов, монстры, над которыми не властно время, рулевые рейки, которым не ведано слово ресурс. Ремонт таких реек доставляет удовольствие, я говорю о старых японцах. Это своего рода автоматы Калашникова, ничего лишнего, простая и надежная конструкция, материалы высшего качества. Болты крепления этих реек к подрамнику при откручивании, часто ломаются, потому что их более 30 лет ни кто не откручивал. Во впадинах меж ребер жесткости этих реек, можно откопать пепел с вулкана Фудзияма. Уставшие, требующие ласки и смазки, но живые, они дадут фору любому современному агрегату. Но это лирика и живем мы в других реалиях, во время борьбы с излишней надежностью, во времена когда машины продают, чтобы потом продавать на них запчасти (генри мать его форд), время когда в состав смазки вводят компоненты ускоряющие коррозию метала. Вы еще хотите купить автомобиль ?)), тогда мы идем к вам...Этапы ремонта рулевой рейки своими руками:
Диагностика
Демонтаж рулевой рейки
Дефектовка
Разборка рулевой рейки
Доводка (шлифовка рабочих поверхностей)
Снятие ремонтных размеров рабочих поверхностей
Подбор ремонтных комплектов подшипников, тефлоновых колец, уплотнителей, манжетов, сальников и направляющих втулок.
Сборка рулевой рейки
Регулировка рулевой рейки
Проверка рулевой рейки на стенде под нагрузкой и при избыточном давлении.
Монтаж рулевой рейки
Заполнение и прокачка системы маслом ГУР
Регулировка углов установки колес Развал- Схождение
Так же необходимо понимать что рулевая рейка, это лишь часть системы гидроусилителя руля и ее правильная работа зависит от состояния всей компонентов системы:
Бачок, он же фильтр системы ГУР
Насос ГУР
Шланг высокого давления
Шланг обратной подачи
Датчик сервотроника
Масло системы ГУР
Второстепенными, но все же влияющими на правильную работу руля являются следующие компоненты подвески:
Крестовина кардана рулевого вала

Сайлентблоки рулевой рейки

Опорные подшипники стоек
Шарниры рулевых тяг, наконечников рулевой рейки и шаровых опор

Приводы и ШРУСы

Углы установки колес (развал-схождение)
Балансировка колес и качество резины
Спасибо что дочитали статью до конца!
В качестве бонуса, держите видео по ремонту рулевой рейки своими руками от мастеров МДС-СЕРВИС
Если по каким-то причинам у вас не получилось самостоятельно отремонтировать рулевую рейку, Вы всегда можете обратиться к нам за разъяснениями, получить несколько полезных советов которые помогут вам в этом нелегком деле.